Страничка истории

Немного из истории 
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ

Самым древним способом обработки металла являются ковка (художественная ковка). С ее помощью можно изготавливать предметы как из цветного, так и из черного металла.

Если говорить о происхождении ковки металла, то наиболее древней является ковка цветного металла. Она имела уже тысячелетнюю историю к тому времени, когда стали ковать железо. Развитие кузнечного мастерства на территории нашей страны прошло все этапы освоения металлургии. Художественную ковку хорошо знали и применяли многочисленные племена, проживавшие в этом регионе в эпоху меднокаменного и бронзового века. Начиная с эпохи железного века (VII век до н.э.), кузнечное дело успешно развивалось в древнейших государствах Причерноморья и Северного Кавказа, а также на территории Южного Урала.

Известна была кузнечная обработка металла и славянским племенам, населявшим различные регионы нашей страны в VIII-IX веках н.э. славяне широко применяли художественную ковку железа для изготовления орудия труда и оружия. В Древнерусском государстве, возникшем в IX веке н.э. на основе союза славянских племен, мастерство обработки металла ковкой неуклонно развивалось и достигло высокого уровня. Кузнецы Киевской Руси хорошо владели всеми приемами производства и обработки железа. Их мастерство находилось тогда на передовом рубеже развития мировой металлургии. Русские кузнецы не только усваивали весь предшествующий опыт в этом деле, но и творчески его перерабатывали и развивали.

Мастера кузнечного дела изготавливали самые различные орудия труда, оружие, украшения и многие другие кованые изделия. Их труд применялся и при строительстве монастырей, храмов и крепостных стен. Кузнецы выковывали прочные и красивые оконные решетки, мощные петли и накладки для ворот, устанавливали на вершинах куполов кованые кресты. В XIII веке идет дальнейшее развитие кузнечного дела, происходит разделение труда среди кузнецов. В письменных источниках упоминаются 16 кузнечных специальностей: оружейники, замочники, ножовщики, колечники, бронники, шлемники и др. В связи со столь выраженной специализацией появляются новые инструменты и специфичные приемы работы. Однако основные приемы свободной ковки сохранялись, особенно среди деревенских кузнецов, которые оставались универсальными в своем деле.

Шло время, кузнечное дело продолжало успешно развиваться. В начале XVII века в России большую популярность получили такие кованые элементы, как ограды, которые стали окружать уже многочисленные в ту пору дворцово-парковые ансамбли. Наиболее прославились кованые ограды в стиле русского барокко, господствовавшем в архитектуре второй половины XVII века. Начало XVIII века было ознаменовано возникновением нового стиля- классицизма. Соответственно и кованые ограды сразу приобрели новый иной вид. Они стали более строгими и прямолинейными, что позволяло при их изготовлении уже широко использовать прокат. Но кузнецы славились не только прекрасными и оригинальными оградами, они делали также самые разные и нужные предметы домашнего обихода. Однако в связи с быстрым развитием тяжелой промышленности в России шло вытеснение ею ручной ковки. Вместе с ручной ковкой постепенно пропадал и её неповторимый декоративно-художественный элемент, который невозможно передать никакой машиной, ибо это высокое творчество.

В наше время ручная художественная ковка возродилась, народные умельцы бережно хранят и приумножают её славные традиции. Правилом хорошего тона становится использование в строительстве кованых элементов и кованых изделий. Трудно представить сегодня возведение объекта, претендующего на статус элитного, без применения технологии ковки. Ковка - это то, что с годами не стареет, а лишь обретает дополнительную ценность.